Уровень функциональной грамотности школьников – один из показателей качества образования
Понятие «функциональная грамотность» было впервые употреблено в 1965 году на Всемирном конгрессе министров просвещения в Тегеране. И тогда под термином понимали совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем.
Сегодня функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Другими словами, навыки и умения, необходимые каждому для жизни в современном обществе и стремительно меняющемся мире.
Функциональная грамотность включает грамотность в чтении и письме, математическую и юридическую грамотность, грамотность в вопросах здоровья и семейной жизни, естественных науках.
При этом важны не столько сами знания, сколько умение их применить: найти новую информацию, проверить ее достоверность, на ее основе изучить новые виды деятельности. Особое внимание уделяется возможностям для саморазвития и самообразования.
Именно оценка уровня функциональной грамотности школьников лежит в основе Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA. Исследование проводится Организацией экономического сотрудничества и развития каждые 3 года. Первый цикл исследования был осуществлен в 2000 году, Россия принимала участие во всех циклах исследования.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ
С заданиями на развитие функциональной грамотности школьников можно познакомиться на официальных сайтах:
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности https://fg.resh.edu.ru/
Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
Информационные материалы доступны для скачивания по ссылке:https://minobr.krasnodar.ru/presscenter/news/uroven-funktsionalnoy-gramotnostishkolnikov-odin-iz-pokazateley-kachestva-obrazovaniya/
![]() |
![]() |
КОМПЛЕКТ КЕЙСОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ (ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ) ГРАМОТНОСТИ
КОМПЛЕКТ КЕЙСОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ (МАТЕМАТИЧЕСКОЙ) ГРАМОТНОСТИ
КОМПЛЕКТ КЕЙСОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ (ЧИТАТЕЛЬСКОЙ) ГРАМОТНОСТИ
ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ:
- Письмо Минпросвещения РФ от 17.09.2021 №03-1526 "О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности"
- Письмо Минпросвещения РФ от 14.09.2021 №03-1510 "Об организации работы по повышению функциональной грамотности"
- Письмо Минпросвещения РФ от 22.03.2021 №04-238 "Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности"
- Письмо Минпросвещения РФ от 26.01.2021 N TB-94/04 "Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности"
- Распоряжение Минпросвещения РФ от 12.01.2021 № Р-6 "Об утверждении методических рекомендаций по созданию и функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей"
ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ РЕГИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ:
МОНиМП КК приказ от 01.12.2021 № 3590 О внесении изменений в приказ № 2979 от 21.09.2021
Письмо МОНиМП КК от 23.09.2021 № 47-01-13-21257-21 "О направлении приказа"
ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО УРОВНЯ:
- Приказ УОН от 02.12.2022 № 1944 "О проведении тематических недель по ФГ"
- Приказ от 23.11.2022 № 1858 "Об организации работы по повышению ФГ в 2022-2023 уч. году"
- Приказ УОН от 06.12.2021 №1712 "О внесении изменения в приказ УОН от 01.12.2021 № 3590 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций города Сочи»"
- Письмо УОН от 12.10.2021 №6834/26.01-20 "О развитии функциональной грамотности обучающихся в общеобразовательных организациях"
- Приказ УОН № 1359 от 11.10.2021 "Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций города Сочи"
- МКУ СЦРО от 27.08.2020 № 02-04/533 "О методических материалах по формированию функциональной грамотности"
- Приказ УОН от 27.11.2020 №1258 "Об утверждении перечня мероприятий по повышению качества обучения функциональной грамотности в общеобразовательных организациях города Сочи в 2020-2021уч.г."
ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ ШКОЛЬНОГО УРОВНЯ:
- План работы школы по повышению функциональной грамотности обучающихся
- Приказ школы о назначении ответственных лиц за организацию работы по подготовке и проведению оценочных процедур всех уровней, информационно-разъяснительной работы в рамках подготовки к государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования и среднего общего образования в 2022 – 2023 учебном году, об утверждении графика проведения оценочных процедур
- Приложение 1-СОШ №18 График оценочных процедур-1-11 классов(pdf)
- Приложение 2 - СОШ №18 График оценочных процедур-1-11 классы(exel)
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)
Муниципальный уровень
Региональный уровень
Федеральный уровень
- Приказ Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 "Об утверждении ФГОС НОО"
- Приказ Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 "Об утверждении ФГОС ООО"
- Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении ФГОС УО"
- Приказ Минобрнауки РФ от 17.05.2012 № 413 "Об утверждении ФГОС СОО"
- Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 № 1155 "Об утверждении ФГОС ДО"
- Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»
- Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И ОЦЕНКЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ:
Компетенции 4К — формирование и оценка на уроке
Примеры открытых заданий PISA
Сборник информационных и методических материалов для педагогов
Уроки формирования функциональной грамотности (по ФГОС общего образования)
Функциональная грамотность в контексте национального проекта Образование
Функциональная грамотность ВЫЗОВЫ И ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРАКТИКИ_Креативное мышление
Функциональная грамотность-активный путь
Что значит Быть грамотным - методические рекомендации для детей и родителей
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
- Формирование математической грамотности на уроках математики средствами УМК и пособий Издательства "Просвещение"
- Проект ГБОУ ИРО КК. Методические рекомендации по повышению ФГ в ОО Краснодарского края
- Сборник лучших практик организации внеурочной деятельности
- Сборник лучших практик по формированию естественнонаучной грамотности
- Сборник материалов по формированию ФГ по предметам естественнонаучного цикла
- Сборник. Функциональная грамотность школьников
- Банк тренировочных заданий по оценке ФГ
- Примеры открытых заданий PISA по ФГ совместному решению задач
Диагностические работы для учащихся 5-11 классов, демонстрационные варианты 2019 год