Российская Федерация Краснодарский край
УПРАВЛЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СОЧИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18  г. СОЧИ

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
на 2012-2017 годы

 

Пояснительная записка.

Программа развития муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы №18 г. Сочи на 2012-2017 годы определяет концепцию развития СОШ №18 г. Сочи  и основные направления деятельности по ее реализации.
Программа развития школы направлена на решение проблемы создания комфортной образовательной среды. Эта проблема  возникает в переходный период политической и экономической жизни страны, когда  политические, экономические и культурно-нравственные традиции оказываются в серьёзном противоречии с находящимися в процессе формирования ценностями будущего общества. Изменения в российском обществе вызвали изменения и в социальном заказе общества к образовательным учреждениям. Изучив теорию и опыт создания инновационных образовательных учреждений, контингент учащихся школы, оценив возможности педагогических кадров и прочие условия, администрация и педагогический коллектив работают над созданием адаптивной модели средней общеобразовательной школы; школы, удовлетворяющей потребности участников образовательного процесса и способной решать актуальные задачи воспитания, обучения и развития. Через повышение роли школы как важнейшего института социализации обеспечивается преемственность, а новое поколение непосредственно приобщается к меняющимся условиям жизни общества

Поиск путей, обеспечивающих безболезненное вхождение школьника, выпускника школы, в реальную жизненную сферу, приводит нас к необходимости создания модели социально-образовательной системы как полифункционального образовательного учреждения, органически сочетающего базовое, дополнительное и общее образование, оптимизирующего образовательный процесс, повышающего в нём роль воспитательного фактора. Обновление образовательно-воспитательного процесса обеспечивается рациональным использованием свободного времени учащихся путем включения в общее воспитательное пространство. 
Такая модель предполагает наличие воспитательно-образовательной среды творческого типа, инструментом реализации которой является экологическая культура. Экологическая культура рассматривается как важнейший компонент образования, определяющая новое качество последнего путём интеграции содержания образования на основе многогранности мира экологической культуры и взаимопроникновения ее практически во все сферы деятельности, формирующей целостность творческой личности, мировоззренческих позиций духовно-нравственного здоровья.

Универсализация деятельности школы на основе синтеза экологического воспитания, военно-патриотического воспитания и науки, взаимосвязи основного и дополнительного образования, профессиональной ориентации с использованием как традиционных, так и новых социальных технологий, создаёт базу для работы школы в режиме творческой лаборатории по теме: «Школа повышения комфортности образовательной среды». Это позволит учащимся овладеть:
в образовательной сфере

  • двумя видами подготовки: общеобразовательной и дополнительной (личностно ориентированной с целью построения индивидуальной образовательной траектории с учетом особенностей личности ребенка);
  • получить повышенный уровень образованности за счет комплексности образовательного цикла, развития междисциплинарного мышления.

в воспитательной сфере

  • осуществлять духовно-нравственное развитие личности;
  • формировать творческую активность, обрести навыки самостоятельного целеполагания, поиска и созидания;
  • формировать терпимость к инакомыслию, инаковыражению, уважение к культуре и обычаям своего и других народов;
  • способствовать формированию нового поколения интеллигентов с высоким нравственным и культурным уровнем.

в социальной сфере

  • получить импульс к дальнейшему самообразованию и саморазвитию;
  • развить систему навыков и умений, позволяющих обеспечивать выпускникам адекватность поведения и деятельность, личностную ориентацию в жизни.

в реальной жизненной сфере

  • обеспечить поступление в специальные средние и высшие учебные заведения экологического и  гуманитарного профиля;
  • обрести умение ведения здорового образа жизни;
  • осуществлять активную деятельность на уровне приобретённой компетентности при работе в школьном пресс-центре;
  • использовать приобретенные знания и умения в других видах деятельности.

Образовательные технологии школы направлены на удовлетворение потребностей работающих родителей в «Школе повышения комфортности образовательной среды», когда учебное и досуговое время включены в общую образовательно-воспитательную стратегию школы. Одним из действенных подходов в осуществлении этого является привлечение общественного внимания и вовлечение местного сообщества в процесс двусторонней коммуникации. Школа сегодня является центром культурной, спортивной, общественной жизни микрорайона Кудепста. В ней сохранился интеллектуальный потенциал, позволяющий оказывать влияние на все стороны жизни местного сообщества. Школа учит всех, что показывает её демократизм. Этим определяется высокий социальный статус. Таким образом, школа, являясь частью местного сообщества может активно использовать его положительные факторы и смягчать отрицательные.
Развитие школы в данном направлении позволит создать условия для выполнения социальной функции школы не только в части общего образования и попечения детей, но и в области обучения "социальным технологиям", умению жить в новых условиях сверхкрупного индустриального города и, как следствие этого, - способствовать сокращению масштабов асоциального поведения молодежи.
В программе:

  • определены приоритетные направления развития образования в школе;
  • раскрыто содержание и организационные задачи реформирования образования;
  • определены сроки, структура и способы управления, формы контроля и оценки эффективности выполнения программы.
  • Паспорт Программы развития.

Наименование Программы

«Программа развития муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы №18 г. Сочи на 2012-2017 годы» (далее Программа)

Разработчик Программы

Муниципальное общеобразовательное учреждение                    средняя общеобразовательная школа №18 г. Сочи

Стратегические цели Программы

 

  • определение общей стратегии развития образования в школе, определение роли и места школы в образовательной среде микрорайона, приведение системы образования в школе в состояние, адекватное потребностям социума и отдельной личности;
  • создание воспитательно-образовательной среды, способствующей духовному, нравственному, физическому развитию и социализации ребенка в ходе осуществления модернизации образования;
  • создание школы повышения комфортности образовательной среды.

Задачи Программы

    • Обеспечение адаптации школы к изменениям, инициированным процессом модернизации образования.
    • Определение оптимального содержания образования  и воспитания учащихся с учетом требований современного об­щества к выпускнику школы и уникальности образо­вательного учреждения.
    • Определение оптимального содержания образования  и воспитания учащихся с учетом требований современного об­щества к выпускнику школы и уникальности образо­вательного учреждения:
  • координация и укрепление взаимодействия всех участников образовательно-воспитательного пространства;
  • усиление роли семьи в обучении и воспитании детей;
  • совершенствование содержания механизмов нравственного, гражданско-патриотического, экологического, эстетического, трудового и физического воспитания обучающихся;
  • построение образовательной практики с учетом региональных, социокультурных тенденций воспитания учащихся в духе уважения к своим школе, городу, краю, России;
  • формирование уважительного отношения к правам ребенка.
    • Реализация преемственности и открытости в сфере образовательных подсистем (дошкольной, предшкольной, школьной, дополнительного образования), предоставляющих каждому обучающемуся сферы деятельности условия, необходимые для его развития:
  • с целью создания равных стартовых возможностей детям дошкольного возраста для последующего обучения в начальной школе;
  • с целью оптимизации нагрузки учащихся и расширения возможностей дополнительн6ого образования детей.
    • Формирование культуры здорового образа жизни и создание условий благоприятных для укрепления физического, нравственно-психологического здоровья учащихся.
    • Обеспечение прав ребенка на качественное образование.
    • Информатизация школьной образовательной среды.
    • Укрепление ресурсной базы школы с целью обеспечения ее эффективного развития.

Основные направления Программы

  • Комплексное применение современных образовательных технологий в учебном процессе как один из вариантов реализации принципов личностно-ориентированного обучения.
  • Создание школы повышения комфортности образовательной среды.
  • Внедрение в практику проектов новых образовательных подсистем (предшкола) и профильной школы.
  • Создание и внедрение проекта «Школа – парк».
  • Формирование краеведческой, военно-патриотической, спортивно-оздоровительной и экологической деятельности учащихся.
  • Обеспечение управления школой в режиме развития.
  • Создание условий для обеспечения, сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса.
  • Создание школьного пресс-центра.
  • Создание условий для перехода на новый качественный уровень использования компьютерной техники и новых информационных технологий во всех структурных подразделениях.

Срок реализации

начало: 01.01.2012 года
завершение: 31.08.2017 года

Этапы реализации Программы

I этап (01.01.2012 – 31.08.2017) предусматривает разработку основных мероприятий Программы и подготовку соответствующих условий для ее реализации; выявление перспективных направлений развития школы и моделирование ее нового качественного состояния в условиях модернизации образования; изучение потребительского запроса детей и родителей.
II этап (01.09.2012 – 31.08.2014) предусматривает непосредственную практическую реализацию стратегических задач Программы; качественное и количественное закрепление достигнутых результатов; мониторинг инновационной деятельности; корректировку программных мероприятий.
III этап (01.09.2014 – 31.08.2017) предусматривает анализ и оценку достижения поставленных программных целей; обобщение, распространение их результатов и разработку Программы развития на последующий период (определение перспектив дальнейшего развития школы).

Принципы реализации Программы

Реализация программы строится на следующих принципах:

  • программно – целевого подхода, который  предполагает единую систему планирования и своевременное внесение корректив в планы;
  • информационной компетентности участников образовательного процесса о происходящем в школе;
  • вариативности, предполагающей осуществление различных вариантов действий по реализации задач развития школы;
  • включение в решение задач программы развития всех субъектов образовательного процесса.

Объем и источники финансирования Программы

Выполнение программы обеспечивается за счёт различных источников финансирования: городской бюджет, внебюджетные средства, дополнительные привлечённые средства. Объемы финансирования рассчитываются ежегодно.

Система управления реализацией Программы

Корректировка программы осуществляется педагоги­ческим советом  школы.                                                                                              Педагогический совет:

  • анализирует ход выполнения плана действия по реализации программы и вносит  предложения по его коррекции;
  • осуществляет информационное и методическое обеспечение реализации программы;
  • координирует взаимодействие в решении проблем школы всех учреждений и организаций гарнизона.                                                                             Управление и контроль реализации Про­граммы осуществляется администрацией школы совместно с Советом школы.

Ожидаемые результаты

При условии достижения целей Программы ожидаются следующие результаты:

  • разработка условий, обеспечивающих позитивное развитие школы, ориентированной на удовлетворение потребностей учащихся, учителей, родителей и других социальных партнеров школы в качественном образовании, доступном для всех учащихся микрорайона вне зависимости от социально-культурных возможностей семьи, уровня подготовленности учащегося путем обновления структуры и содержания образования, развития практической направленности образовательных программ;
  • создание условий для всестороннего развития личности ученика, сохранение и укрепление его здоровья;
  • создание комфортных условий для работы учителей и учащихся;
  • создание предшколы для обеспечения ребенку получения знаний, соответствующих требованиям государственного стандарта в начальной школе;
  • обновление образовательной среды, интегрирующей общее и дополнительное образование с использованием информационно-коммуникационных технологий и ведущее к снижению психофизической нагрузки учащихся;
  • повышение профессионального уровня педагогов и создание коллектива единомышленников педагогов и родителей, увеличение численности учителей до 100%, повысивших квалификацию на основе использования мультимедиа технологии в учебной и воспитательной деятельности;
  • увеличение числа учащихся, владеющими навыками исследовательской, проектной, социальной общественно-полезной деятельности, имеющих доступ к глобальным информационным ресурсам;
  • укрепление материально-технической учебной базы, увеличение численности автоматизированных рабочих мест (на 3-4 ежегодно) с целью развития информационной среды школы;
  • компьютеризация учебного процесса, комплексное применение информационных технологий в учебном процессе, как один из вариантов реализации принципов личностно-ориентированного обучения, создания условий для самообразования, приобретения личного позитивного опыта применения информационных технологий;
  • улучшение здоровой среды образовательного учреждения, то есть рост удовлетворенности учащихся и родителей, психологическим климатом, внедрением системы спортивно-оздоровительной работы, санитарно-гигиеническим состоянием, сокращение травматизма;
  • повышение уровня ресурсов обучения: внедрение новых дополнительных образовательных услуг, являющихся новыми источниками финансирования образовательной деятельности школы;
  • увеличение числа социальных партнеров, доли их участия  в принятии управленческих решений, создание локальных актов, нормативных положений, регламентирующих работу органов самоуправления, обеспечение открытости образовательного учреждения;
  • повышения уровня имиджевых характеристик образовательного учреждения, обусловленный увеличением высококвалифицированных педагогических кадров, притоком учащихся;
  • расширение участия заинтересованных лиц в управлении школой путем создания и развития деятельности Совета школы.

 

 

Характеристика образовательной системы СОШ №18.

Общие сведения об образовательном учреждении

Историческая справка о школе

Муниципальное общеобразовательное бюджетное  учреждение средняя общеобразовательная школа №18 г. Сочи была открыта 1 сентября 1961 года в поселке Кудепста.
Школа - образовательный, политический, культурный центр микрорайона.

Юридический адрес

354066 г. Сочи, ул. Апшеронская, 1 
Телефон/телефакс   247- 26 -73

Фактический адрес

354066 г. Сочи, ул. Апшеронская, 1 
Телефон/телефакс  247- 26 -73

Учредитель

Управление по образованию и науке администрации города Сочи



Лицензия

лицензия от 25.04.2012г.       серия 23-Л01  №0000887, регистрационный №03901

Аккредитация

свидетельство о государственной аккредитации от 29.04.2013г

серия 23А01 №0000301, регистрационный №02560
Электронная почта Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Сайт школы

http://sochi-school18.ru/

 

 

Характеристика социокультурной среды микрорайона Кудепста

Пространственные характеристики микросоциума

СОШ №18 г. Сочи расположена в центре микрорайона Кудепста, значительно удаленном от центра города. Особенностями географического положения микрорайона является наличие сельских районов, не имеющих собственных образовательных учреждений и находящихся на значительном расстоянии от центра Кудепсты:

  • с. Верхнее Николаевское;
  • с. Каштаны;
  • п. Дубравный.

Архитектурно-планировочные особенности

В микросоциуме представлены разные типы зданий. В основном пятиэтажные («хрущёвки») и высотные дома (в эксплуатации 20 – 25 лет). К микрорайону относятся дома частного сектора, а также общежития семейного типа.

Благоустроенность и развитие коммунального хозяйства

В микрорайоне Кудепста имеются:
филиал сбербанка, почта, парикмахерские, ателье по пошиву и ремонту одежды, гостиницы, магазины, аптеки, кафе, бары, агрофирма «Кудепста».

Культурно-рекриационные возможности проведения досуга

  • филиал городской библиотеки №6;
  • дом культуры «Кудепста».

Образовательные и оздоровительные  учреждения

  • MДОУ №9;
  • филиал детской поликлиники№2;
  • филиал городской поликлиники №3.

Общественные организации и органы управления

  • Совет территориального самоуправления микрорайона Кудепста;
  • Опорный пункт милиции ОВД Хостинского района г. Сочи.

Демографическая характеристика состава жителей микросоциума

Состав жителей микрорайона неоднороден. По национальному критерию преобладают русские, среди других национальностей – армяне, грузины. Большинство взрослого населения – пенсионеры. Работоспособные граждане работают в основном в Центральном и Адлерском районах в сфере обслуживания, торговли и строительстве. Многие женщины являются домохозяйками (среди них и родители учащихся школы). В микрорайоне отмечается равномерное соотношение мужского и женского населения.

Характеристика социально-психологического климата микросоциума. Типичный стиль жизни семей

Отрицательным является непосредственная близость к школе большого количества кафе, дискобаров, компьютерного клуба, трассы с интенсивным движением транспорта по улице Искра. Кроме этого, территория школы расположена на перекрестке традиционных пешеходных маршрутов жителей Кудепсты.
В микрорайоне проживают неблагополучные семьи, в основном в общежитиях. Однако, их доля по сравнению с остальными семьями довольно мала. Большинство семей принимают активное участие в жизни школы.

Сотрудничество школы

  • с литературно-мемориальным музеем Н.А. Островского;
  • с комитетом по делам молодежи администрации Хостинского района;
  • с детской художественной школой №3;
  • с музыкальной детской школой №3 имени Н. Шмелева;
  • с филиалом Центральной детской библиотеки №10;
  • с МУК г. Сочи «ЦКС Хостинского района»;
  • с МУП УПК Адлерского и Центрального районов;
  • с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Хостинского района;
  • с отделом по делам несовершеннолетних Хостинского РОВД;
  • с ЦДОдД;
  • с ТОС микрорайона Кудепста.

Социальные партнеры

  • ФГУП «Пансионат «Автомобилист»;
  • Турбаза «Кудепста»;
  • Объединение пансионатов «Адлеркурорт».

Характеристика образовательного процесса

Режим работы

Продолжительность учебного года (недель) – 1-е классы-33 недели, 2-11 классы –34 недели.
Продолжительность каникул (недель) – 1-е классы- 17 недель, 2-11 классы- 16 недели.
Продолжительность учебной недели (дней) – 5 дней.
Количество смен в школе  -1 смена.
Продолжительность уроков  (мин.) -1-е классы- 35 мин, 2-11 классы- 40 мин.

Контингент учащихся

Количество учащихся школы – 916 человек:

  • 1-я ступень – 321 человек;
  • 2-я ступень – 520 учащихся;
  • 3-я ступень – 75 учащихся.

Количество классов – 41 (общеобразовательные классы):

  • начальная школа – 13 классов;
  • основная школа – 24 класса;
  • средняя школа – 4 класса.

Образовательные программы

Тип образовательных программ: общеобразовательная.
Уровень реализуемых образовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее.
Направленность реализуемых образовательных программ:  традиционная.
Формы освоения образовательных программ: очная.

Кадровое обеспечение

Всего учителей – 47 человек (из них 11 выпускников школы).
Педагогический стаж:

  • до 5 лет – 4 человека;
  • от 5 до 10 лет – 8 человек;
  • от 10 до 20 лет – 27 человек;
  • свыше 20 лет – 8 человек.

Квалификационная категория:

  • высшая – 28 человек;
  • первая – 12 человек;
  • вторая – 4 человека;
  • 7 – 11 разряды – 3 человека.

Категории педагогических работников:

  • «Заслуженный учитель Кубани» - 1 человек;
  • «Отличник народного просвещения» - 4 учителя;
  • «Победитель конкурса лучших учителей в рамках ПНПО – 1 человек.

Управляющая система школы

Структура управления школой представлена многоуровневой моделью.
1. Уровень стратегического управления включает директора школы, Совет школы, общешкольный родительский комитет, профсоюзный комитет, педагогический совет.
2.  Уровень тактического управления представляют заместители директора по УВР, УМР, ВР, АХЧ, административный совет, аттестационная комиссия, хозяйственная часть.
3.  Уровень оперативного управления ( органы коллегиального управления) представлен методическими объединениями учителей предметников, временными творческими группами педагогов, медико-социально-психологической службой, службой охраны прав детства.
4.  Уровень соуправления и самоуправления функционируют ученический актив, совет старшеклассников.
Опыт работы по данной модели показал её эффективность в силу того, что в ней представлена не только вертикаль управления, но и достаточно ярко выделены горизонтальные связи. Модель достаточно мобильна и может претерпевать изменения в зависимости от поставленных задач, что не может повлиять на её функционирование в целом.

Воспитательная работа и система дополнительного образования

 

В школе созданы творческие детские коллективы:

  • ученический совет самоуправления.

Силами учащихся собран и работает музей Боевой славы.
Учащиеся школы №18:

  • участники призеры и победители районных, городских олимпиад по различным предметам;
  • участники городской конференции «Первые шаги в науку»;
  • призеры и победители городского конкурса, посвященного 15-летию образования ГКЧС МЧС, и районных, городских и краевых соревнований по теннису, по вольной борьбе, по легкой атлетике, по художественной гимнастике;
  • команда спортсменов школы занимает призовые места в спартакиаде среди школ Хостинского района по настольному теннису, по легкой атлетике, по волейболу, по футболу, по шахматам;
  • школьная команда учащихся победила в городском конкурсе «ЮИД – 2006».

В школе работают кружки:

  • вокальная студия «Надежда»;
  • «Компьютерная грамотность»;
  • «Оператор ЭВМ».

    Анализ тенденций и проблем развития СОШ №18.

С целью перспектив развития образовательного  целью проектирования дальнейших перспектив развития образовательного учреждения, с одной стороны, опыт функционирования в режиме развития, с другой стороны, сложившиеся тенденции, необходим системный проблемно-ориентированный анализ актуального состояния действующей системы.
Средняя общеобразовательная школа №18 является одним из образовательных учреждений муниципальной системы образования города Сочи, функционирующим в её едином образовательном пространстве. Системный анализ актуального состояния школы выявляет ряд проблем, связанных как с внутренней логикой развития общеобразовательной школы, так и с изменениями социально-педагогической ситуацией в городе, регионе, стране, позволяет увидеть управленческие риски, найти механизмы их преодоления и ослабления.
Анализ социального заказа и образовательных потребностей субъектов образовательного процесса. Социальным заказом системе образования является ориентация обучающихся на развитие конкретных качеств личности, необходимых выпускнику школы. В этом смысле результатом образования на современном этапе развития общества становятся компетенции, представляющие собой умения, обеспечивающие возможность принятия эффективных решений в определенной области деятельности. Гарантировать их развитие у каждого ученика достаточно сложно в силу ряда причин: разных интеллектуальных и творческих стартовых позиций школьников, в неприятии учащимися самого процесса обучения и пр. с другой стороны, основным приоритетом развития образования сегодня становится его личностно ориентированная направленность. Принципы личностно ориентированного обучения предполагают поиск индивидуального маршрута продвижения к конечному результату образования для каждого из учащихся. С этой целью активизируются учителей школы найти тот инструментарий, который обеспечил бы стабильное достижение большинством учащихся необходимых результатов образования. Анализ образовательных потребностей учащихся и их родителей показывает, что родители и дети в большинстве своем уже не воспринимают образование в целом только как программу обучения. Они хотят видеть школу не только как учреждение, в котором хорошо учат отдельным предметам, но и как комплексный социальный институт, в котором ребёнку психологически комфортно, интересно, где он может развиваться как самоценная, уникальная личность – как творческая индивидуальность. Также следует отметить, что сегодня растёт потребность учащихся и их родителей в вариативности учебных программ, курсов, технологий обучения, что связано с проектированием дальнейшей социализации выпускников школы. Таким образом, в современном обществе (макро и микросообществе школы) становится актуальной проблема адаптации, социализации личности в социуме. Практика показывает, что успешный ученик не всегда оказывается успешным во взрослой жизни, востребован в обществе. Это ещё одна актуальная проблема современного образования волнует учащихся и родителей школы.
Вполне естественно, что изменения в школе выдвигают новые требования, как к педагогам, так и к руководителям образовательных учреждений. Если раньше школьный учитель выполнял задачи «урокодателя» и основными показателями его профессионализма считались результаты обученности учащихся, то теперь для каждого педагога возникает ситуация самоопределения – работать в системе качества и отвечать за собственную деятельность. Проблематика качества образования является актуальной и для руководителя школ, так как она бросает вызов и их профессиональной компетентности.
Таким образом, и с точки зрения государственной политики, и с точки зрения всех субъектов образовательного процесса (обучающихся, родителей и педагогов) СОШ №18 г. Сочи развитие ребёнка становится приоритетом педагогического процесса. Ожидаемым результатом обучения при этом может выступать определённый уровень образованности – качество личности, характеризующее её способность решать задачи различного характера (познавательной, ценностно-ориентированной, коммуникативной и преобразующей деятельности), опираясь на освоенный социальный опыт.
Проблемно – ориентированный анализ состояния образовательного процесса. Дальнейшее развитие управляющей системы СОШ №18 будет проходить по двум направлениям:

  • информатизация управления (что позволит создать единое информационное пространство школы, обеспечивающее оперативный обмен информацией между всеми участниками образовательного процесса как на внутреннем, так и на внешнем уровнях);
  • общественно-государственное управление (предпосылками развития является созданный Совет школы и тесные контакты школы с различными общественными организациями микрорайона школы, района, города).

По ряду внешних (низкий уровень заработной платы, нежелание работать в ОУ выпускников вузов, повышение требований федеральных, региональных и муниципальных структур к системе образования и пр.) и внутренних (вакансии и как следствие вынужденная работа в режиме повышенной нагрузки, старение кадров, отток молодых специалистов в бизнес структуры и т.п.) причин кадровая проблема является одной из приоритетов управления современной школой.
Педагогический коллектив школы отличается достаточной стабильностью и высоким потенциалом. В то же время, нами зафиксированы основные кадровые проблемы, как в контексте модернизации общего образования, так и в контексте развития школы:

  • несоответствие подготовки учителей начальных классов, основной и старшей школы (возрастной параметр) требованиям современной школы;
  • недостаточная готовность учителей к использованию информационных и коммуникационных технологий в процессе обучения и воспитания младших школьников, подростков и старших школьников;
  • несовершенная система подготовки педагогов для профильного обучения на старшей ступени обучения и ведения предпрофильной подготовки на средней ступени обучения.

Анализ состояния учебного процесса в школе показывает, что в течение трёх лет школа даёт стабильные результаты обучения своих учеников. О чём свидетельствуют:

  • отсутствие незаконного отчисления учащихся из ОУ;
  • снижение числа второгодников и условно переведённых учащихся;
  • высокие показатели результативности ликвидации учебных проблем учащихся;
  • положительная динамика результативности прохождения итоговой аттестации в форме и по материалам ЕГЭ;
  • соответствие годовой оценки выпускников школы оценке, полученной во время итоговой аттестации (ЕГЭ);
  • резкое увеличение числа выпускников, воспользовавшихся сертификатами результатов ЕГЭ при поступлении в вузы.

При этом, перед школой встаёт проблема дифференциации и индивидуализации образования, решение которой позволит, с одной стороны, повысить уровень качества образования (в отличие от параметра обученности школьников, качество знаний учащихся имеет низкий показатель по школе), с другой, удовлетворить образовательные потребности учащихся и их родителей в плане вариативности образовательных программ, в частности на старшей ступени обучения, и обеспечении уровня подготовленности учащихся школы.
Введение в штатный режим единого государственного экзамена (что является одним из направлений модернизации образования) решает ряд задач, связанных с повышением качества образования. Единый государственный экзамен, совмещающий итоговую аттестацию выпускников общеобразовательных учреждений и вступительные испытания в учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования, аккумулирует информацию об уровне и качестве подготовки выпускников общеобразовательных учреждений и, следовательно, позволяет оценить эффективность образовательного процесса, а также определить сильные и слабые стороны преподавания отдельных учебных предметов.
В то же время, на современном этапе развития школы наиболее актуальной становиться задача профильного обучения на старшей ступени и предпрофильной подготовки учащихся основной школы. Исследование адаптационного периода у десятиклассников выявило две проблемы, во-первых: слабая подготовка выпускников основной школы для освоения программ среднего (полного) общего образования, во-вторых: слабая мотивация к обучению в старшей школе. По этим причинам происходит выбытие учащихся на старшей ступени обучения. В связи с этим, генеральной линией на ближайшие годы становится разработка системы профильной дифференциации в старшей школе через развитие групповой индивидуализации обучения, а также уровневой дифференциации в основной школе, позволяющей регулировать глубину освоения фиксированного содержания образования и достижение различных уровней результатов обучения.
Особенностью школы является неоднородный состав учащихся (дети с разными интеллектуальными способностями и физиосоматическими особенностями, дети «группы риска» и дети из семей, находящихся в социально опасном положении). Отсюда вытекает задача гибкой организации учебно-воспитательного процесса, учитывающего склонности и способности всех категорий обучающихся. На сегодняшнем этапе необходима разработка механизмов управленческой, педагогической, административно-хозяйственной деятельности, позволяющих приступить к поэтапному решению проблемы дифференциации процесса обучения и развития учащихся с учётом особенностей становления и развития их индивидуальности.
Ресурсы одного образовательного учреждения в рамках вопроса сохранения здоровья школьников достаточно ограничены. Тем более, что в современном контексте здоровье человека трактуется не только как медицинская но, прежде всего как социальная категория. Отсюда вытекают задачи на перспективу развития школы:

  • включение педагогического коллектива в разработку и внедрение в практику работы школы индивидуализированных здоровьесберегающих технологий;
  • использование ресурсов города с целью сохранения здоровья школьников.

Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе является оптимальным средством коррекции функциональных физиологических расстройств, а возможности межведомственного взаимодействия по вопросу сохранения здоровья школьников значительно «смягчат» данную проблему.
За долгие существования школы формировалась и воспитательная система школы, опирающаяся на устойчивые традиции, коллективные творческие дела, общепринятые школьные праздники  и ритуалы. В последние годы наблюдается тенденция к снижению учащихся с проблемами асоциального характера, а также семей, находящихся в социально опасном положении.
Сравнительный анализ системы дополнительного образования в СОШ №18 проводился по трём годам обучения. Исходя из полученных данных, можно сделать следующие выводы:

  • численность школьников, занятых в дополнительных внеурочных занятиях в течение трёх лет оставалась стабильной. В целом по школе занятость детей во внеурочных занятиях составляет 83% за счёт как ресурсов школы, так и учреждений дополнительного образования города;
  • данные сравнительного анализа показывают, что наибольшее число занятых детей – это учащиеся второй ступени, т.к. среди этой категории школьников наибольшее количество подростков «группы риска»;
  • число занятых детей первой ступени достаточно небольшое, т.к. эта группа детей в массе получает дополнительное образование в учреждениях допобразования города;
  • недостаточная занятость школьников старшего возраста объясняется их направленностью уже на будущую профессию и в связи с этим ограниченностью свободного времени;
  • как положительный опыт необходимо отметить внутриведомственные связи школы с ДОУ№9, ДЮСШ №5, ДЮСШ№7, ЦДОдД, ДХШ№3, ДМШ№4 по проблеме занятости детей во внеурочное время. СОШ №18, с одной стороны, предоставляет образовательным учреждениям дополнительного образования спортивную базу и рабочие кабинеты, а  ДОУ, с другой стороны, организуют с помощью своих кадровых ресурсов занятия с учащимися школы. Таким образом, в течение трёх лет на базе школы проводятся занятия по теннису, баскетболу, волейболу, шахматам, занятия в музыкальной и художественной школе;
  • в СОШ №18 реализуется МЦП «Образование и здоровье школьника», поэтому спортивно-физкультурное направление организации внеклассных занятий является приоритетным. Наблюдается рост занятости детей в этом направлении за последние три года с 41% до 67%.

Сохраняя избранную стратегию воспитания, основанную на личностном подходе, невозможно игнорировать изменения в общественном сознании, произошедшие в последние годы, поэтому мы должны постоянно модернизировать его тактику, выстраивая её в соответствии с особенностями восприятия окружающей действительности современными детьми. Таким образом, современная реальность обозначила ряд проблем:

  • недостаточно активное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса, особенно со стороны родительской общественности;
  • усиление роли семьи, общественных организаций, социума в решении образовательных задач;
  • установление и укрепление связей с потенциальными партнёрами школы;
  • расширение спектра развития системы дополнительного образования в школе, в том числе платных, учитывая образовательные потребности учащихся и родителей;
  • привлечение учащихся «группы риска» в работу кружков и секций на базе школы, а также используя ресурсы ДОУ;
  • укрепление материально-технической базы, оснащение её современными техническими средствами, в том числе с целью использования информационных технологий.

Оценка уровня обеспеченности школы финансовыми и материально-техническими ресурсами показывает, что в административной и финансово-экономической деятельности необходимо отрабатывать инновационные механизмы с применением проектных методов.
Опыт взаимодействия школы с родительской общественностью, другими образовательными учреждениями, общественными организациями показывает необходимость дальнейшего развития школы по различным направлениям совместной деятельности (содержание образования, организация системы дополнительного образования, организация досуговой деятельности учащихся, решение кадровых проблем, укрепление МТБ и пр.).
В результате анализа образовательных потребностей учащихся и их родителей, социального заказа, проблемно-ориентированного анализа состояния школы, выявленных ключевых проблем школы, следует вывод, что обоснованность развития школы на данном этапе определяется рядом противоречий:

  • между общественной потребностью в качественном изменении школьного образования и преобладанием формального подхода к обучению и воспитанию в образовательном учреждении;
  • между потребностью учащихся и их родителей в получении качественных образовательных услуг, в выборе разнообразных образовательных программ и профилей на всех ступенях обучения и несостоятельностью их представления при существующем состоянии образовательной системы школы;
  • между необходимостью включения ученика в образовательный процесс как личностно вовлечённого субъекта и сохраняющейся в школе ориентацией на предметно-ориентированное образование;
  • между возрастающей ролью общественного влияния на процессы, происходящие в системе образования и сохраняющейся в школе ориентацией административного и педагогического управления на исполнительскую активность учителей и учащихся;
  • между объективной необходимостью изменения школы, её развития и неготовностью педагогического коллектива к работе в инновационном режиме, к принятию инновационных процессов как значимых для развития образовательного учреждения и педагогического коллектива.

Вышесказанное позволяет уточнить проблемное поле образовательной системы СОШ №18 г. Сочи на дальнейшую перспективу:

  • проблема использования личностно ориентированного подхода в образовании учащихся всех ступеней обучения;
  • проблема дифференциации и индивидуализации образования;
  • проблема усиления воспитательной функции образования;
  • проблема общественного участия в решении образовательных задач;
  • проблема готовности педагогов к работе в инновационном режиме (в контексте потребностей учащихся, родителей, социума в развитии школы).

На основе группы противоречий и выявленной проблематики, определены и сформулированы предпосылки реализации Программы развития СОШ №18.

    Основные предпосылки реализации Программы развития.

Целью реализации Программы развития школы является создание условий для всестороннего обеспечения социального спроса на образовательные услуги в интересах формирования творческой, владеющей ключевыми компетенциями личности. Основными предпосылками реализации Программы выступают:

  • осуществление оптимизации школьного образования;
  • углубление инновационной деятельности в части её содержания, а также использование её в качестве средства повышения профессионального мастерства педагогов;
  • эффективное использование ресурсного обеспечения развития образовательного учреждения;
  • приведение в соответствие концепции воспитательной деятельности приоритетам инновационного процесса;
  • повышение уровня профессиональной компетенции педагогов;
  • обеспечение социальных гарантий педагогам и учащимся;
  • расширение форм и методом сотрудничества с социумом, учреждениями федеральной системы образования, Вузами.

Цели, задачи и приоритетные направления Программы развития.

Для утверждения в образовательном поле ценностей и смыслов культуры требуется взвешенный, сбалансированный подход и детальная проработка концептуальной идеи с точки зрения содержания образования, педагогических технологий, воспитательного пространства школы и управления учебно-воспитательным процессом. В этой связи определены цели, задачи и приоритетные направления развития образовательного учреждения СОШ №18 г. Сочи на период 2012 – 2016гг. 
Основной стратегической целью государственной образовательной политики Российской Федерации является создание условий повышения качества человеческого капитала и конкурентоспособности страны.
Для достижения стратегической цели усилия государства направляются на решение следующих стратегических задач:

  • совершенствование содержания и технологий образования;
  • развитие системы обеспечения качества образовательных услуг;
  • повышение эффективности управления в системе образования;
  • совершенствование экономических механизмов в сфере образования.

В рамках согласованного решения стратегических государственных задач, а также достижения стратегических целей Программы развития образования г. Сочи определены стратегические приоритеты развития нашего образовательного учреждения, функционирующего в едином образовательном пространстве города и страны.
Стратегической целью муниципального общеобразовательного учреждения средней образовательной школы №18 г. Сочи на период 2008 – 2011 гг. является: создание условий для развития общеобразовательной школы как многовариантной, разноуровневой, личностно и общественно ориентированной системы.
Стратегическими задачами развития школы являются:

  • видеть ребёнка (ученика) в образовательном процессе;
  • строить образовательный процесс, ориентированный на достижение целей конкретной ступени образования (построение развивающего возрастосообразного образования); на удовлетворение образовательных потребностей всех субъектов образовательного процесса;
  • устанавливать взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса, партнёрами школы, социумом;
  • создавать и использовать в педагогических целях образовательную среду (пространство школы);
  • проектировать и осуществлять профессиональное самообразован6ие педагогов.

Приоритетные направления развития образовательного учреждения:

  • совершенствование содержания образования и использование эффективных педагогических технологий, позволяющих повысить уровень качества образовательных услуг;
  • расширение поля вариативности образования в начальной, основной, средней школе, что позволит дифференцировать и максимально индивидуализировать учебный процесс;
  • углубление и расширение подходов к совершенствованию воспитательной системы школы, предполагающих построение учебно-воспитательного процесса на ценностных и смысловых (культурологических) основаниях;
  • повышение эффективности управления и создание условий общественного участия в развитии образования, стимулирующих всех участников образовательного процесса, а также представителей социума выходить за рамки формальных отношений их совместной деятельности.

 

Содержание Программы развития.

Рефлексивная практика оценивания существующей образовательной деятельности, определение долгосрочной политики и миссии образовательного учреждения по вопросам качества образования и трансформации этой политики в измеряемые цели и задачи обуславливают актуальность данной Программы.
Концепция модернизации российского образования выделяет задачу достижения нового, современного качества образования как первостепенную. Образование должно ориентироваться «не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей». Общеобразовательная школа, как базовое звено модернизации образования, должна формировать новую систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личностной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции, что и определяет современное качество содержания образования.
Ключевые компетенции приобретают сегодня особую значимость. Они связаны с предъявлением новых требований к личности в быстроменяющемся мире, предполагающих самостоятельную работу с информацией, коммуникации, проектирование, принятие решений, взаимодействие, непрерывное образование т.д. Другими словами, успех личности в современном обществе напрямую зависит от сформированности ключевых компетенций.
Стабильно решая в течение многих лет проблему обучения смешанного контингента учащихся, мы не сводим качество образования исключительно к качеству обучения. Качество образования нами понимается как процесс переосмысления целей образования всеми субъектами образовательного процесса с выработкой общей для всего коллектива духовной культуры, позволяющей не только руководствоваться традиционными критериями обученности детей, но и фиксировать этапы их личностного роста, происходящего по мере освоения ребёнком иерархии ценностей.
Целью Программы развития является создание условий для развития общеобразовательной школы как многовариантной, разноуровневой, личностно и социально ориентированной системы. При этом мы понимаем, что именно в такой образовательной системе будут развиваться качества личности обучающихся и выпускников школы, характеризующие его способность решать задачи различного характера (познавательной, ценностно-ориентированной, коммуникативной и преобразующей деятельности), опираясь на освоенный социальный опыт.
Педагогические условия, в нашем исследовании – это совокупность возможностей содержания образования, методов и технологий обучения, организационных форм и материальных возможностей осуществления образовательного процесса, обеспечивающих успешность достижения поставленных задач. Мы структурировали задачи по приоритетным направлениям программы развития и по ступеням обучения, а также выделили систему мер по поддержке педагогических кадров.
В рамках названных направлений Программы развития предполагается решение следующих тактических задач:
По первому направлению «Совершенствование содержания образования и развитие педагогических технологий, позволяющих повысить уровень качества образовательных услуг»:

  • анализ нормативно-правовой базы образовательного учреждения;
  • корректировка содержания образования с целью обучения школьников решению социально и личностно значимых проблем и жизненно важных задач на каждом возрастном этапе развития путём освоения новых видов деятельности;
  • повышение качества образовательных услуг;
  • обеспечение доступности образования всем категориям обучающихся;
  • усиление мировоззренческой направленности преподавания учебных предметов;
  • расширение интегративных начал в преподавании, позволяющих формировать у школьников целостную картину мира;
  • использование в учебном процессе инновационных учебно-методических комплексов, отвечающих требованиям, как современной системы образования, так и учащихся и их родителей;
  • дальнейшая разработка и внедрение здоровьесберегающих педагогических технологий в учебный процесс;
  • разработка системы уроков комплексной коррекции учебных проблем обучающихся;
  • внедрение информационных технологий в преподавание учебных предметов;
  • использование в учебном процессе одновременно передовых педагогических и информационных технологий с целью повышения его эффективности;
  • использование возможностей Интернета в урочной и внеурочной деятельности учащихся;
  • анализ результатов ЕГЭ с целью совершенствования традиционных и разработки новых форм работы;
  • оптимизация новых методик оценки результативности учебной и образовательной деятельности, основанных на личностно ориентированном подходе, с учётом принципов открытости и общественного участия;
  • развитие материально-технической базы школы.

По второму направлению «Расширение поля вариативности образования в начальной, основной и средней школе»:

  • создание модели общеобразовательной школы с классами с предпрофильной подготовкой в основной школе и профильных классов на старшей ступени обучения;
  • расширение спектра вариативных программ обучения и УМК на всех ступенях обучения, отвечающих насущным потребностям учащихся и их родителей, а также направлениям развития школы, основанных на парадигмах личностно и общественно ориентированного образования;
  • анализ нормативной базы школы с позиций внедрения профильного обучения на старшей ступени обучения и введения предпрофильной подготовки на средней ступени обучения;
  • анализ опыта работы профильных школ с целью совершенствования традиционных и разработки новых форм обучения в контексте непрерывного образования;
  • создание банка программно-методического обеспечения профильного образования;
  • изучение образовательных потребностей учащихся и их родителей в плане дальнейшего самоопределения и эффективности преподаваемых курсов;
  • проведение поэтапной реквалификации педагогических кадров на базе институтов повышения квалификации, имеющих право такой деятельности;
  • разработка и совершенствование содержания профильного обучения с учётом потребностей и склонностей учащихся и потребностей рынка труда;
  • выполнение государственных стандартов образования в условиях разноуровнего, многопрофильного обучения в школе;
  • организация проектной деятельности учащихся, в том числе с использованием ИКТ;
  • организация сетевого взаимодействия с учреждениями, работающими в данном направлении;
  • расширение поля профессиональной ориентации выпускников с ориентацией не только на вузы, но и на средние специальные учреждения через различные формы взаимодействия;
  • интеллектуальная и общепсихологическая подготовка к обучению в профильных классах;
  • развитие процедур оценки качества апробируемых программ обучения и УМК;
  • развитие материально-технической базы школы.

По третьему направлению «Углубление и расширение подходов к совершенствованию воспитательной системы школы, предполагающих построение учебно-воспитательного процесса на ценностных и смысловых (культурологических) основаниях»:

  • анализ текущего состояния воспитательной системы школы;
  • усиление воспитывающей функции обучения через реализацию различных, в том числе и инновационных, форм работы с детьми;
  • расширение комплекса дополнительных услуг с учётом социальной востребованности, включая платные формы;
  • разработка и внедрение новых форм досуговой и оздоровительной деятельности, включая семейные формы;
  • развитие традиционных и инновационных форм общественных объединений в системе работы школы;
  • внедрение ИКТ в воспитательный процесс;
  • разработка и внедрение в учебно-воспитательный процесс комплексной системы мер по обучению учащихся поведению в чрезвычайных ситуациях (не ограничиваясь преподаванием курса «Основы безопасности жизнедеятельности»);
  • разработка и реализация программ профилактических мероприятий;
  • создание условий для успешной интеграции детей с ограниченными возможностями в образовательную систему школы;
  • использование механизмов взаимодействия школы с работодателями с целью трудоустройства подростков в летний период;
  • развитие сотрудничества с социальными партнёрами.

По четвёртому направлению «Повышение эффективности управления и создание условий общественного участия в развитии образования»:

  • разработка механизмов взаимодействия с различными социальными структурами и институтами, обеспечивающих привлечение в школу дополнительных материальных, интеллектуальных, человеческих и иных ресурсов;
  • апробация модели государственно-общественного управления \образовательным учреждением, способствующей открытости и инвестиционной привлекательности учреждения;
  • совершенствование системы управления на основе комплексно-целевого подхода;
  • разработка мер социальной поддержки кадров, работающих в инновационном режиме;
  • создание на базе школьной библиотеки медиотеки с целью свободного доступа участников образовательного процесса к информационным ресурсам на различных носителях, в том числе и к сети Интернет;
  • информационное обеспечение управленческих процессов на основе ИКТ;
  • обеспечение условий для повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров и руководящих работников;
  • в плане оптимизации менеджмента школы дальнейшее совершенствование и развитие сферы платных образовательных услуг, в том числе для жителей микрорайона;
  • обеспечение общественного участия в оценке эффективности и результативности образовательного процесса школы.

Тактические задачи по ступеням обучения:
Начальная школа:

  • личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми, полноценное общение ребёнка со сверстниками, старшими и младшими школьниками;
  • использование развивающих педагогических технологий, ориентированных на специфику возраста;
  • создание предметно-развивающей среды, стимулирующей коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребёнка, организованную в зависимости от возрастной специфики его развития;
  • выбор для всех субъектов образовательного процесса (педагогов, детей и родителей) образовательных программ, педагогических технологий, материалов и средств деятельности.

Основная школа:

  • ориентация подростка на пробу своих возможностей в разных сферах: интеллектуальной, социальной, межличностной, личностной;
  • формирование опыта самопознания, самореализации, индивидуального и коллективного действия, на основе которого может быть осуществлено предварительное личностное, социальное и профессиональное самоопределение;
  • формирование познавательной мотивации, определяющей установку на продолжение образования (переход на предпрофильное обучение);
  • формирование общих приёмов и способов интеллектуальной и практической деятельности (компетентностей), в том числе специфических для предметных областей.

Старшая школа:

  • переход на профильное обучение;
  • обеспечение углубленного изучения отдельных предметов программ полного общего образования;
  • дифференциация содержания образования старшеклассников с возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
  • обеспечение равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
  • расширение возможности социализации учащихся, обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием, более эффективная подготовка выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

К системе мер по поддержке педагогических кадров относится:

  • развитие сферы платных образовательных услуг, позволяющей осуществлять дополнительное материальное стимулирование педагогического персонала;
  • стимулирование поступления выпускников школы в педагогические вузы и средние специальные учреждения через систему целевого поступления на конкурсной основе, а также через организацию предпрофильного и профильного обучения;
  • оснащение рабочих мест педагогов (в первую очередь молодых специалистов) современной материальной базой, позволяющей на практике использовать в процессе обучения новейшие информационные технологии;
  • стимулирование повышения квалификации молодых учителей (КПК, аттестация, обучение в аспирантуре и т.д.);
  • использование возможностей надтарифного фонда в целях материального стимулирования молодых специалистов;
  • использование возможности администрации города предоставления служебного жилья, курсовочного лечения в санаториях.

Организационно-системное обеспечение образовательного процесса:

  • организация системы обеспечения функционирования школы, через взаимозависимые связи между различными службами, субъектами, обеспечивающими образовательный процесс (на макро- и микроуровнях);
  • нормативно-правовое обеспечение: разработку документации, регламентирующей деятельность школы в инновационном режиме;
  • обеспечение диагностического сопровождения образовательного процесса: диагностических комплексов изучения состояния образовательной среды, образовательных потребностей субъектов образовательного процесса, социума; результатов обученности и личностного развития учащихся; уровня готовности учителей к инновационной деятельности;
  • материально-техническое обеспечение: дополнительное финансовое обеспечение за счёт бюджетных и внебюджетных источников финансирования с целью материального стимулирования субъектов образовательного процесса и развития материально-технической базы школы в соответствии с задачами Программы развития;
  • организация связей с общественностью (с родителями, научными кадрами, органами управления образованием, СМИ, бизнес-партнёрами, с ОУ, работающими в инновационном режиме; социально-психологическими службами; общественными организациями; с рынком труда и др.);
  • перестройка системы управления ОУ на основе принципов открытости и гласности, коллегиального участия в управлении образовательным процессом. Создание эффективных организационных структур управляющей системы, проблемных лабораторий, групп, кафедр т.п.

Личностно значимая направленность образовательного процесса:

  • профессиональное и личностное заинтересовывание в инновационном проекте всех субъектов образовательного процесса;
  • осознание педагогами актуальности Программы развития для ОУ, социума, собственного профессионального саморазвития, развития педагогического коллектива;
  • осознание учителем и коллективом взаимозависимости индивидуальных и коллективных усилий для реализации интересов и потребностей субъектов образовательного процесса;
  • ориентация в организации образовательного процесса на максимально полный учет интересов личности учителя и ученика, обеспечение его профессионального и личностного роста, творческой самореализации и самосовершенствования;
  • опора на личный опыт педагога, школьника, его субъектность;
  • включение субъектов образовательного процесса в пропедевтическую самоэкспертизу, активизирующее их самосознание;
  • активизация рефлексивных процессов в педагогическом процессе.

Психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса:

  • создание благоприятного психологически комфортного климата в школе (эмоционально положительного, психологически комфортного, личностно поддерживающего, личностно утверждающего и личностно развивающего);
  • обеспечение у всех субъектов образовательного процесса чувства удовлетворения от деятельности (материальное и моральное стимулирование; создание ситуации успеха; формирование положительных традиций в школе; учет и опора на неформальные структуры ОУ и др.; включение в гласное обсуждение успешных результатов; выражение уважения к мнению всех и т.п.);
  • учёт и опора на результаты диагностики учителя, учащихся, педагогического коллектива, деятельности и т.д. при проектировании образовательных, обучающих программ;
  • учёт и использование механизмов социального влияния на личность педагога, школьника (заражение в эмоционально насыщенной коллективной среде; влияние положительного примера; влияние общественного мнения; возможность самоутверждения в коллективе; повышение самосознания и др.) и нивелировка факторов, отрицательно воздействующих на личность и снижающих эффективность её деятельности (личностная безответственность при решении аддитивных задач; подавление индивидуального мнения большинством);
  • учёт значимости неформального авторитета лидера, утверждение руководителем своего неформального авторитета.

 

Механизмы реализации Программы.

Механизмами реализации Программы развития являются:

  • разработка регламентирующих документов Программы, нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность школы;
  • совокупность управляющих, исполнительных, поддерживающих структур, обеспечивающих реализацию программных мероприятий;
  • использование методологии проектной деятельности и технологии моделирования для реализации цели и приоритетных направлений Программы развития;
  • контроль исполнения программных мероприятий и оценка промежуточных результатов её реализации.

Этапы реализации Программы

 

I этап (01.01.2008 – 31.08.2008) предусматривает разработку основных мероприятий Программы и подготовку соответствующих условий для ее реализации; выявление перспективных направлений развития школы и моделирование ее нового качественного состояния в условиях модернизации образования; изучение потребительского запроса детей и родителей.
II этап (01.09.2008 – 31.08.2010) предусматривает непосредственную практическую реализацию стратегических задач Программы; качественное и количественное закрепление достигнутых результатов; мониторинг инновационной деятельности; корректировку программных мероприятий.
III этап (01.09.2010 – 31.08.2011) предусматривает анализ и оценку достижения поставленных программных целей; обобщение, распространение их результатов и разработку Программы развития на последующий период (определение перспектив дальнейшего развития школы).

План мероприятий Программы развития на 2012 – 2017гг.

I этап – подготовительный: январь 2012 г. – август 2012 г.


№ п/п

Перечень программных мероприятий

Сроки

Ответственный

1.

Анализ нормативно-правовой базы образовательного учреждения.

январь
2012 г. – август 2012 г.

Директор школы

2.

Анализ состояния образовательной системы школы.

январь 2012 г.

Администрация школы

3.

Анализ результатов сдачи ЕГЭ с целью совершенствования традиционных и разработки новых форм работы

январь 2012 г.

Заместитель директора
по УВР

4.

Анализ материально-технической базы ОУ

апрель 2012 г. – июнь 2012 г.

Директор школы

5.

Разработка Программы развития  СОШ №18 г. Сочи и системы основных программных мероприятий.

апрель 2012 г. – июнь 2012 г.

Администрация школы, руководители МО, педагоги, родительская общественность

6.

Внутренняя экспертиза программы ( заседания МО, педагогический совет, Совет школы).

март
2012 г.

Директор школы, члены Совета школы

7.

Общественная экспертиза программы.

апрель
2012 г.

Директор школы

8.

Стартовая диагностика образовательных потребностей учащихся и их родителей.

апрель 2012 г. – август 2012 г.

Заместитель директора по ВР, социальный педагог, педагог-психолог

9.

Проведение тематических педагогических советов по проблеме личностно ориентированного обучения и воспитания школьников

апрель 2012 г. – август 2012 г.

Администрация школы

II этап – проектировочный: сентябрь 2012 г. – август 2014 г.

Совершенствование содержания образования развитие педагогических технологий.

№ п/п

Перечень программных мероприятий

Сроки

Ответственный

1.

Разработка и внедрение в учебный процесс инновационных учебно-методических комплексов, отвечающих требованиям Программы.

сентябрь 2012 г.

Администрация школы

2.

Внедрение новых образовательных технологий в образовательный процесс, в том числе здоровьесберегающих, ИКТ и др.

сентябрь 2012 г.

Администрация школы

3.

Переход на новый учебный план.

сентябрь 2012 г.

Заместитель директора по УВР

4.

Приобретение учебно-методической литературы и медиауроков.

май   2012 г. -сентябрь 2012 г.

Заведующий библиотекой

5.

Регламентация нормативно-правовой базы ОУ.

сентябрь 2012 г.

Директор школы

6.

Кадровое обеспечение образовательных программ.

май   2012 г. -сентябрь 2012 г.

Директор школы

7.

Внутренняя экспертиза учебных программ (заседания МО, педагогический совет, Совет школы).

В течение 2012 – 2013 учебного года

Администрация школы, руководители МО

8.

Анализ стандартов образования с целью корректировки содержания образования, адаптированного к новым условиям организации образовательного процесса школы

сентябрь 2012 г.

Администрация школы, руководители МО

9.

Разработка и создание диагностического банка данных сопровождения внедрения обновлённого содержания образования в педагогическую практику.

сентябрь  2012 г. –май   2013 г.

Заместитель директора по ВР, социальный педагог, педагог-психолог

10.

Проведение тематических педагогических советов по проблеме личностно ориентированного обучения и воспитания школьников, профильного обучения.

сентябрь  2012 г. –май   2013 г.

Администрация школы, руководители МО

11.

Внедрение информационных технологий в преподавание учебных предметов.

В течение 2012 – 2013 учебного года

Администрация школы, руководители МО

12.

Пополнение материально-технической базы ОУ

сентябрь  2012 г. –май   2013

Директор школы


Расширение поля вариативности образования в начальной, основной, средней школе

1.

Анализ нормативной базы школы с позиций внедрения профильного обучения на старшей ступени обучения и введения предпрофильной подготовки на средней ступени обучения.

сентябрь 2012 г.

Администрация школы

2.

Анализ опыта работы профильных школ с целью совершенствования традиционных и разработки новых форм обучения и использования УМК.

сентябрь  2012 г. –май   2013 г.

Администрация школы

3.

Создание координационного совета из числа руководителей методических объединений для решения проблемы преподавания профильных предметов, элективных курсов.

сентябрь 2012 г.

Администрация школы

4.

Проектирование программы по переходу на профильное обучение.

сентябрь 2012 г.

Администрация школы

5.

Изучение образовательных потребностей учащихся и их родителей в плане дальнейшего самоопределения и эффективности преподаваемых курсов.

сентябрь  2012 г. –май   2013 г.

Заместитель директора по УВР

6.

Создание банка программно-методического обеспечения профильного образования.

сентябрь  2012 г. –май   2013 г.

Заместитель директора по УМР

7.

Проведение поэтапной реквалификации педагогических кадров на базе соответствующих организаций.

сентябрь  2012 г. –май   2013 г.

Заместитель директора по УМР

8.

Изучение возможностей сетевого взаимодействия с учреждениями, работающими в данном направлении.

сентябрь  2012 г. –май   2013 г.

Заместитель директора по УМР

9.

Расширение поля профессиональной ориентации выпускников с ориентацией не только на вузы, но и на средние специальные учреждения через участие в городских мероприятиях.

сентябрь  2012 г. –май   2013 г.

Заместитель директора по ВР, социальный педагог, педагог-психолог

10.

Психологическая поддержка и подготовка выпускников 9 классов к обучению в профильных классах.

сентябрь  2012 г. –май   2013 г

Социальный педагог, педагог-психолог

11.

Организация проектной деятельности учащихся, в том числе с использованием ИКТ.

сентябрь  2012 г. –май   2013 г.

Учителя-предметники

12.

Развитие процедур оценки качества преподаваемых курсов.

сентябрь  2012 г. –май   2013 г.

Заместитель директора по УМР

Углубление и расширение подходов к совершенствованию воспитательной системы школы.

№ п/п

Перечень программных мероприятий

Сроки

Ответственный

1.

Анализ текущего состояния воспитательной системы школы.

сентябрь 2012 г.

Заместитель директора по ВР

2.

Расширение комплекса дополнительных услуг с учётом социальной востребованности, включая платные формы.

сентябрь 2012 г.

Заместитель директора по ВР

3.

Усиление воспитывающей функции обучения через реализацию различных, в том числе и инновационных, форм работы с детьми.

сентябрь  2012 г. –май   2013 г.

Учителя-предметники

4.

Разработка и внедрение новых форм досуговой и оздоровительной деятельности, включая семейные формы.

сентябрь  2012 г. –май   2013 г.

Заместитель директора по ВР

5.

Развитие традиционных и инновационных форм общественных объединений в системе работы школы.

сентябрь  2012 г. –май   2013 г.

Заместитель директора по ВР

6.

Внедрение ИКТ в воспитательный процесс.

ссентябрь  2012 г. –май   2013 г.

Заместитель директора по ВР

7.

Разработка и внедрение в учебно-воспитательный процесс комплексной системы мер по обучению учащихся поведению в чрезвычайных ситуациях.

ссентябрь  2012 г. –май   2013 г.

Заместитель директора по ВР

8.

Разработка и реализация программ профилактических мероприятий.

ссентябрь  2012 г. –май   2013 г.

Заместитель директора по ВР

9.

Использование механизмов взаимодействия школы с работодателями с целью трудоустройства подростков в летний период.

май   2013 г.

Заместитель директора по ВР, социальный педагог

10.

Развитие сотрудничества с социальными партнёрами.

сентябрь  2012 г. –май   2013 г.

Заместитель директора по ВР, социальный педагог

III этап – сентябрь 2014 г. – август 2017 г.

№ п/п

Перечень программных мероприятий

Сроки

Ответственный

1.

Анализ результатов реализации программных мероприятий.

сентябрь 2014 г. – август 2017 г.

Администрация школы

2.

Корректировка обновлённого содержания образования и адекватных ему технологий обучения.

сентябрь 2014 г. – август 2017 г.

Заместитель директора по УМР

3.

Проведение контрольных диагностических мероприятий, государственной и общественной экспертизы и перевод экспериментальной деятельности образовательного учреждения в режим устойчивого саморегулируемого функционирования.

сентябрь 2014 г. – август 2017 г.

Администрация школы

4.

Внесение дополнений и изменений в компьютерную базу данных.

сентябрь 2014 г. – август 2017 г.

Администрация школы

5.

Проектирование Программы развития школы на 2017 – 2019гг.

сентябрь 2014 г. – август 2017 г.т

Администрация школы

 
Сейчас на сайте
Сейчас 27 гостей онлайн